2.14

Содержание 2-ой Главы

"Песнь о Плагиате" (не Лонгфелло)





Если спросите меня вы:
"Расскажи о плагиате.
Чем он так вредит науке
Или, может быть, полезен?"
Я скажу вам, я отвечу:
"Плагиат бессмертен просто.
Он – как воровство, иль лёгких
В поведенье женщин, будет
Вечным спутником по жизни
В нашем мире иллюзорном"



Интродукция и вариации в фе-бемоль минор


Если перевести это моё подражание Лонгфелло с псевдо-индейского на русский, то плагиат – неистребим: он был, есть и будет существовать вечно, точно также, как проституция и воровство. Это – аксиома. Кстати, кто помнит, как там насчёт плагиата в "Городе солнца" у товарища Томмазо Кампанелла?


Но если первому плагиатору всего лишь проломили башку каменным топором, когда его поймали за копированием рисунка предстоящей охоты на мамонта в соседской пещере, то судьба нынешних российских плагиаторов гораздо трагикомичней. На них взъелся "сам" товарищ Федюкин из Минобрнауки со своей "машиной правды" (см. фото).





Чудо-Юдо: "И какого же ты роду-племени?"
Жених-самосват: "По роду-племени я – тутошний,

а вот по образованию я – тамошний"
Ч-Ю: "И где же тебя так образовали?"
Ж-С: "В заморской школе престидижитаторов"
Ч-Ю: "Это как же понимать?"
Ж-С: "Ну, по ихнему – это престидижитация,

а по нашему – ловкость ног и гипноз"
Ч-Ю: "И долго ты в заморской школе обучался?"
Ж-С: "Два года с месяцем. Два года я учился

произносить  это слово "престидижитатор",

и цельный месяц – гипноз"
...
(Из х/ф "Варвара-краса, длинная коса"

(смотрим фрагмент на "трубе"))


"Борьба" этого вечно полунебритого дон Кихота Северокаролинского с российскими плагиаторскими ветряными мельницами уже вызывает глухое недоумение своей нелепостью и азартом. Непонятна конечная цель этого "крестового похода". Отвоевать "Гроб Господень" у "сарацин", то есть вернуть науке в России первозданную чистоту и непорочность?


А не поздновато ли встрепенулась министерская братия? "Плакала Саша, как лес вырубали, ...". Мне эти антиплагиаторские конвульсивные подёргивания г-на Федюкина со-товарищи напоминают бойкую рекламу шампуня от перхоти перед обритыми наголо больными в тифозном бараке.


Вряд ли существуют какие-то исследования о степени распространённости плагиата по странам мира. Но было бы интересно, хотя бы одним глазком, взглянуть на подобные секретные цифры. Где мы? Наверное, в призовой тройке. Точно также, как в списке Forbes Россия занимает третье место по числу миллиардеров в 2013 году.


Вам нравится, когда у вас что-нибудь воруют? Скорее всего, нет. Даже если "спёрнутое" – это нечто нематериальное. Хотя исключить полностью существование интеллектуальных мазохистов тоже нельзя.


Но "корни" плагиата лежат гораздо глубже, чем это себе представляют новоявленные "культиваторы" из Минобрнауки. Вознамерившись "выкорчевать" это позорное явление из нашей с вами российской действительности, они поставили перед собой задачку, достойную Геркулеса с пресловутыми авгиевыми конюшнями, забыв при этом русское присловье: "А пупок-то не развяжется?".




"Total Recall" ("Вспомнить всё")


Перенесёмся мысленно лет эдак сорок назад, когда я заканчивал среднюю школу № 32 г. Томска. Это была одна из "сильных" школ в городе – с преподавателями, большинство из которых знало и любило свой предмет.


Списывали тогда школьники? А то как же – всенепременнейше, батенька! Лично я, всегда писал "шпоры" по большей части предметов, кроме математики, но практически никогда ими не пользовался – вот такой у меня был банальный способ запоминания.


Так что же дала мне СОВЕТСКАЯ школа? В первую очередь – широкую "базу", во-вторых – навыки самостоятельно думать, и в третьих – тягу к английскому языку. Заставлять читать меня не нужно было, поскольку что-то, по-видимому, было уже заложено родителями на генетическом уровне. И при невысокой зарплате в нашем доме было достаточно много, по тем временам, книг. Так что именно наши "бумажные друзья" были основным источником информации.


Примерно то же самое происходило и в ТИАСУРе, куда я поступил в 1974 году сразу после школы. Понятно, что никакого ущербного ЕГЭ в те поры не существовало, и мне надо было "всего лишь" сдать четыре экзамена, допустив при этом только один "промах" – "4" балла. Другими словами, при поступлении в технический вуз был весьма жёсткий интеллектуальный фейс-контроль.


В институте к книгам и учебникам добавились журналы по специальности. При этом практически ВСЕ студенты, за редким исключением, были "вынуждены" обращаться к библиотекам: большинство – к ТИАСУРовской, меньшинство – к ТПУ- и ТГУ-шной библиотекам.


Насколько я припоминаю, единственное, что более или менее широко "плагиатилось" – это рефераты по истории КПСС и философии. И то – никакой особенной "массовости" в этом процессе не было, поскольку эти предметы вели преподы, которые на раз "вычисляли" подобных "умельцев". Конечно, до скандалов доходило редко, но тогда никто с "халявщиками" не церемонился – поймали, и "ауфвидерзеен майне кляйне" – "You're in the army now".


Единственный, кому философия в нашей группе "24-2" не доставляла особых хлопот, был Миша Нащёкин. Он никогда к ней тщательно не готовился, и, тем не менее, был одним из немногих, с кем наша "философичка" беседовала с видимым удовольствием. Может быть, поэтому он сейчас в Лондоне, а я – здесь ;)


"Сдувать" дипломные работы в те времена не приходило в голову даже самым завзятым троечникам. Худо ли бедно, но все они защищали, пусть хиленькие, но СВОИ работы. Слово "плагиат" тогда знали только самые искушённые студенты, навроде Фимы Собак из "Двенадцати стульев", которая была культурной девушкой и знала богатое слово "гомосексуализм".


Так что же изменилось за эти годы?


Произошла "смена общественно-политической формации", а, как известно, "переломы через коленку" большой страны, в особенности, 1/6 части суши, никогда не проходят бесследно.


Известно, что изготовить качественный продукт из дерьмового полуфабриката пока ещё никому не удавалось. Что же произошло со средней школой в России за 10-20 последних лет? А вот что:


Но самая большая "засада" последнего десятилетия – это тотальное распространение интернета и других электронных средств эффективного промывания мозгов, которые и не снились диктаторам прошлого. В этих условиях выросло и сформировалось уже целое поколение информационно ожиревших, страдающих от "гуглозависимости", молодых людей. Иными словами, появилось поколение "copy & paste", у которого ВСЯ информация находится в "шаговой доступности". Для добывания "интеллектуальной пищи" не требуется практически никаких усилий. Вам её положат в рот уже тщательно "пережёванную" другими людьми, и даже помогут защёлкнуть челюсти. Ну, да – мыслительный аппарат при этом атрофируется. А кого это волнует?


Проведите простенький эксперимент: пусть выпускники любой обычной школы САМОСТОЯТЕЛЬНО изложат СВОИ соображения на произвольно заданную, но отвлечённую, тему, имея в руках только карандаш и пару листов бумаги. А перед этим нужно будет, конечно же, отобрать у них мобильники и прочую электронную хрень. Результат заранее известен – 99,9% напишут либо полную бредятину – причём безграмотную АБСОЛЮТНО, либо выдавят из себя что-либо наподобие одной единственной бессмертной фразы из "Доживём до понедельника": "Счастье – это когда тебя понимают". Но в фильме-то эта фраза была квинтэссенцией такого количества мыслей, которых по умолчанию нет и в современной двадцатисерийной "эпопее".


На наших глазах незаметно, исподволь, образовалась гигантская, многомиллионная, людская масса "имитаторов", неспособных, по сути, самостоятельно мыслить и облекать свои мысли в словесную форму. Огромную роль в формировании этой "немыслящей и немыслимой протоплазмы" сыграло Министерство так называемого образования и так называемой науки. Именно эта организация позволила десятилетиями искусственно надуваться "вузовскому пузырю" в России, раздавая направо и налево лицензии "табуреточным университетам", и не забывая своевременно их аккредитовывать.


Похоже, что огромное количество псевдогуманитарных, юридических, политологических и прочих ущербных вузов в нашей стране было создано только для того, чтобы сыграть роль социального буфера или псевдо-резерваций для бестолковых молодых людей 17-22 лет, которых не смогли принять и "переработать" российские вооружённые силы и военно-морской флот. Очевидно, чья-то давнишняя задумка латентного, 4-5-летнего, выпускания пара из молодёжной субстанции в псевдовузах, была гениальным предвидением событий в Тунисе или на площади Тахрир. Но только, учитывая всё ещё огромные пространства нашей страны, плюс некомфортные в течение девяти месяцев на большей части территории климатические условия, "арабская весна" нам не грозит – холодно бунтовать-то, блин, когда задница мёрзнет!


Не понимать всех этих глубинных общественных процессов, как субъективных, так и объективных, могут только прогрессирующие имбецилы, коими, похоже, так богато нынешнее Минобрнауки.




"Kampf des Fedyukins"


По моему мнению, "бороться" с плагиатом среди студенческой "армии", насчитывающей около 5 миллионов "штыков", просто бессмысленно, ибо для этого понадобится не меньшая "армия" проверяющих. И те, кто это инициируют и "проводят решения партии в жизнь", тоже являются "Имитаторами", но с большой буквы "И". Ведь, на все ваши "Антиплагиаты" всегда находится "нечто с винтом", позволяющее обойти все "искусственные преграды".


Зададим дурацкий вопрос: "Сколько студентов пришли в вузы за ДОБЫВАНИЕМ ЗНАНИЙ, которые они собираются использовать в своей дальнейшей работе, а не просто отсидеться и "отдохнуть" после школы?" 1%? 0,5%? Я-то подозреваю, что речь идёт о десятых, или даже сотых, долях процента.


Но Министерство образования и науки "одной рукой" подзуживает и подстрекает вузы к "борьбе" с плагиатом среди студентов, а другой – не менее железной, держит те же вузы за горло, привязав финансирование к численности обучаемых. "Никого не отчислять!" – вот негласный лозунг для многих вузов. Балбесы, лентяи, неучи и просто придурки – все они продолжают протирать штаны и колготки на университетских скамьях. Эта безмозглая и наглая братва уверена, что нынешнее Минобрнауки не даст их, убогих и умственно сирых, в обиду.


Именно такой контингент, который не учится, а лишь постоянно "имитирует" "образовательный оргазм" в вузе, и является питательной средой для плагиата. Так что никакая "борьба" с подобными "студентами" плагиаторами никогда не завершится победой по умолчанию.


Что означает, взять и прекратить прямо сейчас эту бессмысленную "Kampf des Fedyukins"?


Это значит просто одномоментно разорить паразитический бизнес ливановских корешей из "Антиплагиата" вместе с РГБ, и целой кучи их идейных "клонов", взимающих свои тридцать сребренников со страждущих, а также обессмыслить "бизнес" целого сонма расплодившихся контор по рерайтингу курсовых и выпускных дипломных работ. Имеет ли Минобрнауки свою "долю" со всех этих "интеллектуальных паразитов", пока неизвестно. Возможно, что и нет, поскольку конторе г-на Ливанова до 2020 года обещано 1,6 трлн. рублей народных денег. Так, что "антиплагиатскими копейками" можно и побрезговать.


Я с чего опять завёлся-то?


То, что сейчас происходит в области "борьбы с ею проклятой", то есть плагиатом – вся эта полуистерическая кампания по выявлению скрытых и явных "врагов народа", облив и перелив информационными помоями с обеих сторон, вызывает во мне двойственные чувства.


Бесспорно, заниматься "этим самым", то есть "тырить" у других – это не есть гуд, да ещё какой "не гуд". Ни Андриянов, ни Белых, ни Жириновский, ни Бурматов, ни куча других "конкретных пацанов", купивших или получивших диссертации в подарок, не могут вызывать тёплых чувств по умолчанию. Лично я, как потенциальный анархо-синдикалист, их всех скопом на дух не переношу. Но, заметьте, в подавляющем числе случаев выявленного плагиата речь-то идёт о "науках" гуманитарных. Ну, и оставили бы гуманитариям гуманитарное. Пусть бы они там меж собой разбирались в своём интеллектуальном террариуме, кто у кого чего перепёр.


А, с другой стороны, я ненавижу любую кампанейщину, поскольку она мне уже плешь переела за многие годы сознательной жизни. Вдобавок, когда я вижу какие "вожди" встали во главе этого "национально-освободительного движения", мне хочется плеваться. Понятно, что идеологию определяет "старший", но практически "весь этот джаз" – борьбу с плагиаторами – этим "исчадием ада" и главным тормозом на пути России в светлое завтра, начал некто Федюкин – тогда ещё никому неизвестный персонаж Минобрнауки.


Главная проблема г-на Ливанова не только в том, что ему не хватает мудрости, такта, деликатности и других нормальных человеческих качеств на его должности, а в том, что он окружил себя весьма удобными лично для него, но очень странными, наукообразными существами.


Представьте себе на секундочку фантастическую картинку из далёкого прошлого: сидят эдак Микеланджело Буонаротти со своим "заклятым другом" Леонардо да Винчи в зале Большого совета флорентийского дворца Синьории, и выслушивают "художественные наставления" заезжего молокососа, окончившего заморские курсы маляров-штукатуров, наивысшим художественным творением которого стала вывеска для скотобойни. Я не знаю, как по-итальянски "а не пошёл бы ты в ...", но думаю, что это было наиболее вежливым ответом великих мастеров юному "живописцу". Вы скажете, бред? Конечно, бред сивой кобылы! Кто бы его стал слушать!


А то, что происходит у нас в стране, когда 39-летний небритый "мальчик", не имеющий НИ ОДНОЙ российской научной степени, с PhD дипломом по истории от университета Северная Каролина и двумя (на всякий пожарный?) дипломами РГГУ, "рулит" наукой на 1/7 части суши – это не бред и не фантасмагория, достойная кисти Босха?


"– И вот, все эти глыбы льда,
В сверканье холода и света,
У ног безродного.
– Кто это?"


Ну, скажите, какой-такой гигантский вклад в изучение отечественной истории внёс г-н Федюкин? Слыхал ли о нём кто-нибудь из реальных, а не "придворных", российских историков? Или уже совсем обнищала и оскудела Земля Русская талантами, чтобы выдвигать на должность заместителя министра образования и науки безвестного и бесстепенного PhDёныша?


Вот только не надо думать, что эта какая-то кадровая ошибка или трагическая оплошность отдела кадров министерства! Ни фига подобного!


Ставя в июне 2012 года на должность "смотрящего за наукой" в России, мало сказать странного персонажа, г-н Ливанов ясно и внятно показал всяким там жоресам алфёровым, что с их мнением и авторитетом больше никто считаться не собирается. А будет так, как сказал "пахан" и его "шестёрки".


И "шестёрки" расстарались по самое не хочу, забыв только, что заветный "плагиатный меч" Экскалибур – вещь обоюдоострая. Единственное, на что я надеюсь – что в нашей стране любая дурь, мутировавшая в немыслимых глубинах мозга высокопоставленного начальства, и спущенная сверху в "массы", имеет обыкновение быстро распространяться, но со временем также быстро угасать. Декремент затухания, однако!


Раскрутив "антиплагиатский маховик", ливановская команда запустила тем самым мощный инструмент для банального сведения счётов и "подвешивания на крючке" неугодных, начиная с политиков и ректоров, и заканчивая простыми серемяжными студенческими активистами, задающими ненужные и вредные вопросы.


Лично меня, абсолютно не "колышет" перспектива уменьшения "срока давности" по диссертациям. Можете, например, взять мой диссер "Поляризационный контраст радиолокационных объектов", которому в этом году исполнится 20 лет, и листать его, пока не посинеете, в поисках плагиата. Хрен вам! Нет его там, и никогда не было!


Но если вы, живя в стеклянном доме, начали швыряться камнями в соседей, то булыжник в ваши окна – это только вопрос времени.


"Chiсken табака под исторической подливкой"


После появления известных материалов о наличии у г-на Федюкина двух дипломов – по-видимому, основного и запасного, на его защиту ринулся целый отряд товарищей в авторитете. Правда, из всех речей "защитников" и "полузащитников" мне "особливо пондравилась" фраза бывшего научного руководителя его дипломной работы, г-на А. Каменского: "Федюкин защитил диссертацию в Университете Северной Каролины в Чапелл-Хилле. Я его диссертацию не читал(!), но факультет истории в этом университете и, в частности, направление, связанное с русской историей, является одним из самых известных и сильных среди западных университетов".

Несмолкающие аплодисменты, переходящие в овацию, крики "Браво"! Конечно, гениальную анекдотичную фразу из прошлого "Я Солженицина не читал, но осуждаю" г-н Каменский не перешиб, но всё-таки!


Так вот, может быть кто-то "хочет попробовать комиссарского тела?" Это я об имеющем "определённую научную репутацию в академических кругах" Федюкине, и его диссертации.


Для начала приведём слова самого заместителя министра: "... есть ощущение, что качество очень многих российских диссертаций не выдерживает никакой критики".


Стоп-стоп-стоп! "Так в трагедиях не уходят! Так уходят в водевилях!" И это произносит господинчик, так и не удосужившийся (или не сумевший?!) "остепениться" внутри державы, наукой которой он ныне "руководит"?

Вы можете себе представить, чтобы, например, во Франции заместителем министра высшего образования и научных исследований был какой-то гражданин без учёных степеней, полученных на родине, а имеющий, скажем, только степень кандидата исторических наук Пупкинского государственного университета из российского захолустья? Да такого министра французская пресса разорвала бы на нано-лохмотья на следующий же день! Про французского аналога федюкина я вообще молчу – на атомы бы порвали вместе с электронной оболочкой. А у нас "ничо" – прокатывает – "пипл схавает"...


Если раньше мне была несколько непонятна логика его слов и действий, то после того, как я скачал и просмотрел буржуйский диссер г-на Федюкина, многое встало на свои места.


Вот вам название самой квалификационной работы, позволившей данному товарищу взлететь почти на самую верхотуру министерства:

"LEARNING TO BE NOBLES: THE ELITE AND EDUCATION IN POST-PETRINE RUSIA"
Igor Fedyukin,
Chapel Hill
2009


Перевести можно так:

"ОБУЧЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ДВОРЯНСТВА: ЭЛИТА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСЛЕПЕТРОВСКОЙ РОССИИ"
Игорь Федюкин,
Чаппел Хилл
2009


Не правда ли, чрезвычайно актуальненькая тема для современной России! Уже и "дворянство" свое подоспело в виде олигархов, и послепутинские времена не за горами... Ну, прямо, как в воду глядел м-р Fedyukin.


Тех же фанатов, кто хочет лично познакомиться с оригиналом работы, милости прошу на сайт северокаролинского университета. Скачиваем pdf-файл (1,08 Мб) по ссылке.

Но поскольку в интернете всегда всё пропадает, то, на всякий случай, вот ещё ссылочка на тот же самое интеллектуальное чтиво.


Приступим-с к препарированию?



Гей, русяне!


Приглядитесь к названию федюкинского диссера на титульном листе! Ничего не смущает?





Как вы думаете, человек, пишущий слово "Россия" в названии СВОЕЙ(?) диссертации на английском языке как "Rusia", вместо "Russia", может "рулить" наукой в этой самой "Русе"? Господин Федюкин, а г-н Федюкин, ты хоть читал свою диссертацию? Про "писАл" – я уже помалкиваю.


"Опечатка" – скажут мне. А я отвечу – конечно, потому что больше этих "Русей" в диссере я не нашёл. А, вообще то, всем известно, что самые "крутые" опечатки – именно на первых страницах или на обложке. До "Британской Энциклопудии" товарищ министра немножко недобрал, но тоже ничего.


Правда меня слегка позабавило, что за три с лишним года никто не удосужился просто внимательно глянуть на первую страничку диссера. Видимо, ну, очень "востребованной" в "авторитетных" исторических кругах оказалась эта квалификационная работёнка.


Возникает ехидный вопросик: "А сам-то Давид М. (как его по батюшке-то?) Гриффитс – забугорный научный руководитель "смотрящего" российской науки, пролистывал работу своего подопытного?"


Когда нашей самой младшей дочери было года четыре, то издав громкий звук, малоприличествующий в светском обществе, она мудро заметила: "ПукнотА – это не смерть!". Так что опечатка в названии своей персональной диссертации – это такие мелочи по сравнению с мировой революцией и глобальными планами реформирования российской науки, которые вынашивает в своей небритой голове г-н Федюкин.


Кстати, не пытайтесь найти в списке литературы из 273 источников на 18 листах, притороченному к диссертации, фамилию самого диссертанта. Её там нет. Не знаю, может так принято у историков – защищаться без собственных публикаций, передирая или пересказывая своими словами многочисленные литературные источники, да "дней минувших анекдоты"? Ведь ситуация, при которой какой-нибудь "технарь" вышел бы на защиту своей диссертации без нескольких опубликованных в журналах статей, просто невозможна. А "историку" Федюкину оказывается можно!


Чуть-чуть приглядевшись к диссеру, можно найти ещё немало поводов "чисто поржать". Так, при наименовании глав у г-на Федюкина в диссере сначала идет "Chapter 1", потом – "Chapter II", "Chapter III", затем снова – "Chapter 4", "Chapter 5",... Смесь "арабского с латинским". "Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?" Ну, право, какие-то прям детские ошибки при "склейке" диссертационных "портков". Наверное, уж очень сильно спешил товарищ с оформлением буржуйской степени, чтобы поспеть к раздаче постов и должностей в Белокаменной.


Извините, перебил... Так, что Вы там, мистер Fedyukin, брякнули про "качество очень многих российских диссертаций"? Может сначала на свою внимательно посмотрите? "И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?"


Ну, ладно, в конце концов, дело ведь не в форматировании текста или опечатках, а в "содержимом". Хотя я не удосужился прочитать ВЕСЬ исторический англо-кирпич г-на Федюкина – оставляю это "удовольствие" любознательным "плагиатокопателям", но свой перевод реферата с оглавлением выкладываю с удовольствием. Читать вам, не перечитать!




"Гадюкин" на марше


Ну, как, впечатляет? То-то же! И как актуально! Не прошло и трёхсот лет. Как же это г-н Федюкин не написал про татаро-монгольское иго, или про что-нибудь ещё более интересненькое и свежее?

Товарищи экскурсанты! Обратите внимание на название третьей Главы – "Наш народ, как необразованные дети": Петр I и его идея обучения. Так вот где собака-то порылась! М-р Fedyukin, похоже, на полном серьёзе примерил на себя светлые одежды миссионера, несущего светоч знаний на новом витке исторической спирали этим "необразованным туземцам", то есть нам с вами.

А ещё мне очень понравился использованный в названии 14-ой Главы термин "вестернизация элит". Правда, для нашей нынешней элиты это неактуально, поскольку она уже практически вся "вестернизована", а вот с образованием и наукой у нас ещё "не всё в порядке" в этом смысле. Надеюсь, что "команда подрывников" г-на Ливанова в ближайшие годы сумеет завершить эту операцию. А если не сумеет, и с позором вылетит вместе со своим патроном – Дмитрием Анатольевичем (кстати, не забываем поздравить его с присвоенным званием "Почётный орлёнок"), то у нас в стране есть Сергей Кужугетович Шойгу, который, если что, спокойно может возглавить даже Минобрнауки. Ему не впервой ликвидировать последствия рукотворных катастроф.

Скажу честно, я понимаю, что, скорее всего неправ по отношению к лицам гуманитарных научных профессий. При этом своего негативного отношения к псевдогуманитариям на этом сайте никогда не скрывал. Но до последнего времени я всё-таки соблюдал мораторий в отношении истории и историков, исключительно благодаря фразе главного героя из бессмертного фильма "Доживём до понедельника": "История – это наука, которая делает человека гражданином". Но когда история стала "делать" Федюкиных и ему подобных, моему терпению пришёл конец.

Задолбали уже по полной все эти "гуманитарии" в высшем эшелоне власти "юристы", "историки", "социологи" и прочая "высокоинтеллектуальная" братва! Да, чёрт побери, неужели же в современной России не нашлось даже самого задрипанного кандидата технических наук на место этого федюкинда?

И, хоть я потенциальный анархо-синдикалист, но на ближайшие выборы всё-таки схожу. Угадайте с трёх раз, против кого я проголосую?

Кстати, весьма осведомлённые о делах ТАМ люди поведали мне, какая у г-на Федюкина в Министерстве образования и науки "кличка". Вы будете смеяться, но очень незатейливая "Гадюкин", что легко рифмуется, и на редкость точно соответствует его подписи и взгляду.




Минобрнауки и "X47-B"


А теперь, немножко о серьёзном.

Мнений о состоянии и перспективах российского образования и науки в интернете среди авторитетного экспертного сообщества предостаточно. Только вы утомитесь, пытаясь отыскать, ну, хотя бы, чуть-чуть оптимистичный прогноз. По большей части заголовки весьма траурные: "Российская наука одной ногой уже в могиле", "Не надо быть учёным, чтобы сказать, что система образования уже развалена", "Рухнет система образования – рухнет и вся страна", ...

То есть ситуация реально критическая. И всё ближе рубеж, называемый в авиации "скорость принятия решения", когда выбирается одно из двух взлетать или тормозить. И в этих условиях разворачивается какая-то имитация "борьбы" с плагиатом. Это всё равно, как если бы в июле 1941 года командование РККА рассматривало вопрос о цвете подворотничков сержантского состава.

Ведь, на мой взгляд, у министра образования и науки г-на Ливанова вместе с его заплечных дел мастерами, башка должна болеть не о том, списал сын Жириновского никому не нужный диссер целиком, или списал совсем немножко, а о том, например, что "Военно-морские силы США во вторник впервые успешно произвели взлёт ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Х-47В с палубы авианосца 'Джордж Г.У. Буш'".

Какая связь? Да прямая, как та самая кишка, на входе в которую Россия находится в сфере разработки БПЛА и их боевого применения. Ещё несколько лет, и переселятся в мир иной оставшиеся пока в живых разработчики и конструкторы перспективных систем вооружений со своим опытом, знаниями и идеями. Деньги, запланированные для Минобрнауки 1,6 триллиона рублей, будут безусловно сожраны честнОй компанией к 2020 году, "Сколково" вместе со своими "кураторами", включая Вексельберга со всеми его яйцами Фаберже, к тому времени разбежится на все четыре стороны, не оставив по себе ровным счётом ничего, многочисленные федюкины с чадами и домочадцами смотаются за кордон.

А как же те, кому нужно помогать прямо сейчас молодым, толковым, и пока ещё что-то "хотящим" аспирантам и молодым учёным технических специальностей? А им наше "славное" Минобрнауки делает одну "подлянку" за другой. В том числе, своей псевдоборьбой с плагиатом.



О "производственном онанизме"


"Поясняю, товарищи курсанты!"

У одной моей знакомой муж работает в нехилом французском университете в исследовательской лаборатории, и по совместительству учится в аспирантуре одного из томских вузов. А в этом вузе у каждого препода, аспиранта, молодого, и не очень, учёного, на сайте имеется "персональный кабинет", в котором предусмотрена масса "развлечений" бюрократического плана. Достаточно недавно, благодаря развернувшейся по указке сверху борьбе за "чистоту научных рядов", в этих "кабинетах" появилось нововведение проверка на плагиат. Я уж не знаю, какой "движок" они там "прикрутили", может Гугловский, а может "Антиплагиатский", но только вот какая заковыка. Решил это упомянутый товарищ, хохмы ради, проверить на плагиат свою недавнюю, с пылу с жару, статью, написанную им по самым новым данным, полученным вместе с французскими коллегами. Результат: 30% плагиата! "Оригинальной" работа признана всего лишь на 70%, при "требуемых" вузом 90%. Ну и как к этому относиться?

Конечно, можно было бы начать длительный и утомительный сеанс "производственного онанизма", шлифуя и перерабатывая свой текст с тем, чтобы добиться заветных 90% "оригинальности" статьи. Но аспирант послал (скорее всего, уже по-французски) всю эту херню подальше, и виртуально вернулся обратно в Гренобль, продолжив строительство сверкающего здания капиталистической науки.

А я всё-таки этот "сеанс" с разоблачениями проведу на примере платного клона системы "Антиплагиат" Etxt Антиплагиат.

Тестовая фраза "Минобрнауки со сменой руководства в 2012 году превратилось в средствах массовой информации в устойчивого ньюсмейкера, трендмейкера и хедлайнера Правительства Российской Федерации" была взята с моего же сайта.


Шаг 1


Вбиваем в "Форму проверки" эту тестовую фразу и нажимаем кнопку "Отправить на проверку". Минуты через полторы появляется результат. Стопроцентное попадание я сам спёр текст у себя. Ай-я-яй!





Шаг 2


Заменяем в тестовой фразе все кириллические буквы, схожие по написанию с буржуйскими (а, с, е, о, р, х, у, А, С, Е, О, Р, Х), на латинские, а затем также отправляем на проверку.

Убеждаемся, что такой "детский" способ контр-антиплагиата практически ничего не даёт. Заметим, что в более продвинутой системе "Антиплагиат" предусмотрена полноценная защита от множества таких мелких "штучек", наподобие замены точек запятыми, разбивки абзаца на части и тому подобных примитивных способов "самообороны".




Шаг 3


"Вертаем в зад" все буквы, но заменяем в исходной тестовой фразе слово "Минобрнауки" на "Министерство образования и науки". При этом "уникальность" текста чуть-чуть подросла.




Шаг 4


В исходной фразе возвращаем "Минобрнауки", но заменяем "со сменой руководства" на "после замены руководства". Прирост "научной невинности" всего 2%.




Шаг 5


В трансформированной на шаге 4 фразе заменяем "в средствах массовой информации" на "в poccийcкиx CМИ", "Российской Федерации" на "РФ". Опа! Как это мы скакнули! "Уникальность" увеличилась в три раза.




Шаг 6


В трансформированной на шаге 5 фразе заменяем "превратилось" в "трансформировалось", а в сочетании слов "ньюсмейкера, трендмейкера и хедлайнера" просто меняем их порядок "хедлайнера, трендмейкера и ньюсмейкера". Звучат фанфары! Текст уникален на 100%!





Сравним исходный и окончательный варианты рерайтинга:

"Минобрнауки со сменой руководства в 2012 году превратилось в средствах массовой информации в устойчивого ньюсмейкера, трендмейкера и хедлайнера Правительства Российской Федерации"

и

"Минoбpнayки пocлe зaмeны pyкoвoдcтвa в 2012 гoдy трансформировалось в poccийcкиx CМИ в ycтoйчивoгo хедлайнера, трендмейкера и ньюсмейкера Правительства РФ"

Так что же, плагиата нет? Ага, как же – стопроцентный плагиат! Исходная авторская мысль, по сути, "перепёрта" полностью. Но бравая "машина правды" ничего не обнаружила.

Если кто не понял, то именно этот описанный выше процесс я и называю "производственным онанизмом". И этим по сути призывают, или даже насильно заставляют, заниматься абсолютно честных людей. А как же презумпция невиновности? Даже Костя Сапрыкин отказывался поднимать кошелёк с пола, аргументируя это достаточно разумно: "Что у тебя начальник дурачок что ли, чтобы я сам себе с пола срок поднял?"



Epilogue
(в подражание Федюкину)


Поскольку до всех уровней власти добрались "псевдогуманитарии", которые в своей жизни и науке ничего конкретного, кроме пустого балобольства, не сделали, то они по умолчанию подходят ко всему механистически – формально, поскольку ни в чём конкретно не разбираются. А если я, к примеру, "уведу" у кого-либо оригинальную идею, и облачу это в свои слова, то претензий у "охотников за плагиаторами" ко мне не будет? А ведь именно кража идей – это самый что ни на есть махровый и законченный плагиат в чистом виде.


Но поставленная ливановскими опричниками задача явно не предполагает её честного и пунктуального выполнения. Потому как, ну, не совсем уж законченные дебилы сидят в Минобрнауки, чтобы думать, что все университеты на полном серьёзе бросятся её выполнять. А не жирно ли будет частной конторке под названием  "Антиплагиат" рубить бабло с 5 миллионов студентов и десятков тысяч аспирантов и молодых учёных?

В идеале, у нормального аспиранта-технаря, занимающегося оригинальными реальными исследованиями, а не высосанной из пальца белибердой или перепевами научной молодости своего научрука, не должно быть никаких проблем с плагиатом. Но вдруг вузовские начальники реально "возьмут под козырёк", и начнут "охоту на ведьм" по ливановской команде "фас"? Это будет катастрофа! Только представьте, сколько времени и сил уйдёт у массы людей на абсолютно бессмысленное "вылизывание" научных текстов! А ведь научный текст – это не Шекспир и не Оскар Уайльд, у которых словарный запас достигал 20-25 тысяч слов. В нём присутствует масса общеупотребимых стандартных оборотов. И если проверка уникальности технического текста осуществляется методом шинглов, то добиться этой абсолютно идиотской цели – 90% оригинальности, просто невозможно.


Ну, что же, поживём-увидим, как и куда покатится эта ливано-федюкинская "машина правды". Сколько "хребтов" она ещё переломает по дороге, удовлетворяя амбиции безумного "министра-администратора", захватившего власть в российском образовании и науке.



P.S.


Исходное название данного материала звучало как "Три совета для честного плагиатора". Я просто собирался в нескольких абзацах описать три способа обхода "антиплагиатской" проверки. По некоторому размышлению, было решено отказаться от описания первых двух, как не всегда срабатывающих. А третий способ мне подсказали лингвисты.

Оказывается, если вы тупо (а можно и не тупо) переведёте текст с иностранного языка, например, с венгерского, на русский, то ни один "антиплагиатский Цербер" даже не проскулит. Это не означает, что я призываю вас к плагиату. Ни Боже мой! Но если вся эта спущенная сверху "дурь" будет и дальше разворачиваться на просторах нашей страны, то может быть этот совет немного сэкономит вам время и нервы.

Кстати, как вы полагаете, почему г-н Федюкин "писал" свою диссертацию на не родном языке? Может быть потому, что данный способ действует и в "обратную сторону" – в отношении перевода с русского на буржуйский язык?




© 2013. В.И. Карнышев



 ОГЛАВЛЕНИЕ                     Следующий раздел


"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро, , 2014

Яндекс.Метрика